Мозг и его потребности. От питания до признания.
Электронная книга https://t.me/kudaidem/1414
Текстовый конспект https://smart-lab.ru/blog/663701.php
Стремление удивляться, узнавать новое — важнейшая врожденная программа, вложенная эволюцией в наш мозг — наряду с голодом и жаждой, страхом и агрессией, стремлением к размножению, заботе о потомстве, свободе и еще примерно десятком групп «биологических потребностей». Эти группы мы и будем последовательно, глава за главой, рассматривать.
Автор данной книги — физиолог и нейробиолог. В связи с этим текст, посвящен изложению, прежде всего, общих принципов работы мозга и организации поведения.
Осенью 2015 года темы, относящиеся к нейробиологии потребностей, удалось выделить в компактный, состоящий из 12 лекций курс.
Курс изначально был задуман как «несложный» — читаемый для студентов любых факультетов МГУ, пожелавших на него записаться. В рамках современных образовательных программ это называется «курс по выбору».
Двенадцать лекций курса превратились в 12 глав книги.
Первая из них носит вводный характер, и, если вы уже что-то знаете о принципах строения и функционирования мозга, ее можно пролистать «по диагонали».
Затем идут 10 глав, посвященных конкретным потребностям. Все начинается с относительно простой, но очень актуальной истории о центрах голода. Затем — любопытство и страх, половое и родительское поведение. Особая глава посвящена подражанию — зеркальному принципу работы нейросетей.
Во второй половине книги рассматриваются агрессия, стремление лидировать, быть свободным, двигаться и др. Довольно подробно разбирается вегетативная сфера — способность нервной системы управлять внутренними органами.
Последняя глава носит обобщающий характер. В частности, в ней суммируется и систематизируется рассеянная по всему тексту информация об участии в генерации потребностей и эмоций конкретных молекул-нейромедиаторов — дофамина, опиоидных пептидов, норадреналина и др., а также похожих на них соединений, нередко обладающих наркотикоподобными свойствами.
Сознание, личность человека, по сути, программа-пользователь, установленная на «железо» нервной системы. Давайте же будем квалифицированными пользователями, знающими сильные и слабые свойства собственного уникального мозга, и пусть это сделает нашу жизнь более долгой, эффективной и счастливой.
Глава 1. Общие принципы строения и работы мозга. Классификация потребностей.
Мозг как химическая конструкция.
Если копнуть еще глубже, то мы увидим, что мозг — не только электрическая машина, но и химическая конструкция.
Нейронные сети.
Строение мозга. Макроанатомия мозга.
Центральная нервная система (ЦНС) — это головной мозг плюс спинной мозг.
Как работает мозг?
В нашей книге используется физиологическая классификация потребностей, предложенная Павлом Васильевичем Симоновым.
Зоосоциальные программы.
Потребности саморазвития.
Подражательное поведение — здесь работают зеркальные нейроны, повторяющие движения.
Глава 2. Мозг и еда. Пищевое поведение.
Центр пищевой потребности, центр голода.
Наиболее значимые нейросети, связанные с пищевой потребностью, находятся в гипоталамусе.
Второй значимой для пищевого поведения зоной является структура, которая называется миндалина, по-латыни amygdala.
Что активирует поведенческие программы, связанные с пищевой потребностью?
· сенсорные сигналы.
· Гормональный фон.
· Гены, наследственность.
· Индивидуальная история.
Если жизнь перестала вас радовать, то сначала надо пойти к эндокринологу, а уже потом к психотерапевту. Может быть, достаточно просто попить таблетки с тироксинами.
Зачем мы едим? Распознавание вкуса пищи.
Пища — это самый надежный источник положительных эмоций.
Итак, самый главный медиатор, который отвечает за положительные эмоции, — это дофамин.
И борьба как за калории, так и против них остается ежедневной задачей каждого человека.
Электронная книга https://t.me/kudaidem/1414
Текстовый конспект https://smart-lab.ru/blog/663701.php
Стремление удивляться, узнавать новое — важнейшая врожденная программа, вложенная эволюцией в наш мозг — наряду с голодом и жаждой, страхом и агрессией, стремлением к размножению, заботе о потомстве, свободе и еще примерно десятком групп «биологических потребностей». Эти группы мы и будем последовательно, глава за главой, рассматривать.
Автор данной книги — физиолог и нейробиолог. В связи с этим текст, посвящен изложению, прежде всего, общих принципов работы мозга и организации поведения.
Осенью 2015 года темы, относящиеся к нейробиологии потребностей, удалось выделить в компактный, состоящий из 12 лекций курс.
Курс изначально был задуман как «несложный» — читаемый для студентов любых факультетов МГУ, пожелавших на него записаться. В рамках современных образовательных программ это называется «курс по выбору».
Двенадцать лекций курса превратились в 12 глав книги.
Первая из них носит вводный характер, и, если вы уже что-то знаете о принципах строения и функционирования мозга, ее можно пролистать «по диагонали».
Затем идут 10 глав, посвященных конкретным потребностям. Все начинается с относительно простой, но очень актуальной истории о центрах голода. Затем — любопытство и страх, половое и родительское поведение. Особая глава посвящена подражанию — зеркальному принципу работы нейросетей.
Во второй половине книги рассматриваются агрессия, стремление лидировать, быть свободным, двигаться и др. Довольно подробно разбирается вегетативная сфера — способность нервной системы управлять внутренними органами.
Последняя глава носит обобщающий характер. В частности, в ней суммируется и систематизируется рассеянная по всему тексту информация об участии в генерации потребностей и эмоций конкретных молекул-нейромедиаторов — дофамина, опиоидных пептидов, норадреналина и др., а также похожих на них соединений, нередко обладающих наркотикоподобными свойствами.
Сознание, личность человека, по сути, программа-пользователь, установленная на «железо» нервной системы. Давайте же будем квалифицированными пользователями, знающими сильные и слабые свойства собственного уникального мозга, и пусть это сделает нашу жизнь более долгой, эффективной и счастливой.
Глава 1. Общие принципы строения и работы мозга. Классификация потребностей.
Мозг как химическая конструкция.
Если копнуть еще глубже, то мы увидим, что мозг — не только электрическая машина, но и химическая конструкция.
Нейронные сети.
Строение мозга. Макроанатомия мозга.
Центральная нервная система (ЦНС) — это головной мозг плюс спинной мозг.
Как работает мозг?
В нашей книге используется физиологическая классификация потребностей, предложенная Павлом Васильевичем Симоновым.
Зоосоциальные программы.
Потребности саморазвития.
Подражательное поведение — здесь работают зеркальные нейроны, повторяющие движения.
Глава 2. Мозг и еда. Пищевое поведение.
Центр пищевой потребности, центр голода.
Наиболее значимые нейросети, связанные с пищевой потребностью, находятся в гипоталамусе.
Второй значимой для пищевого поведения зоной является структура, которая называется миндалина, по-латыни amygdala.
Что активирует поведенческие программы, связанные с пищевой потребностью?
· сенсорные сигналы.
· Гормональный фон.
· Гены, наследственность.
· Индивидуальная история.
Если жизнь перестала вас радовать, то сначала надо пойти к эндокринологу, а уже потом к психотерапевту. Может быть, достаточно просто попить таблетки с тироксинами.
Зачем мы едим? Распознавание вкуса пищи.
Пища — это самый надежный источник положительных эмоций.
Итак, самый главный медиатор, который отвечает за положительные эмоции, — это дофамин.
И борьба как за калории, так и против них остается ежедневной задачей каждого человека.
- Категория
- Стены
Комментарии выключены