Из чего делать самодельный велосипед? Только дурак думает, что он все знает. Вот и я похоже немножко поумнел! Хотел делать новый фэтлигерад из стали. Почему?
1. Сталь сваривать дешевле, чем алюминий.
2. Стальную раму можно отремонтировать в любой «дыре».
3. Найти нужную сталь, для сборки рамы велосипеда, намного проще чем подходящий дюралюминий.
Но все это далеко не так!!! Да проще, если делать неподъемную раму из дешевой конструкционной стали. Трубу нужно с толстой стенкой, так как сталь слабая, отсюда и большой вес. Но если использовать сталь более менее качественную, а это или легированная или еще лучше хромомолибденовая сталь, то ее сварить намного сложнее чем дюралюминий. Думаю, поэтому так и распиарили алюминий. Изготовление алюминиевой рамы дешевле, а значит можно ценник накрутить, а тем более если заявить, что велосипед из алюминия легче, а значит в разы быстрее стального.
Проблема 1. Хорошую сталь почти невозможно купить в розницу. По крайней мере в Казахстане.
Проблема 2. Если сталь сваривать, то нужно (в зависимости от марки стали) подготовить ее к сварке - нагреть ее до 150-200°С. И после сварки термически обработать, чтобы снять напряжение на швах. Иначе легированная сталь, которая на шве закалилась, на этом же шве и лопнет при первой же более менее серьезной нагрузке. То есть после сварки нужно нагреть до (в зависимости от стали) высокой температуры 300-800°С и постепенно охладить. Процесс может занимать несколько часов. Конечно нужна или подходящая печь, или способ столь долго держать температуру на шве.
Проблема 3. Можно избавиться от 2-й проблемы используя для сборки рамы не сварку, а пайку. Пайка твердым припоем. Это латунь (Л62, Л68) или серебряный припой (ПСР-40, ПСР-10). Пайка проходит при температуре которая не вызывает столь катастрофических изменений в легированной стали. Абсолютно безопасная для любой стали температура — до 768°С. Серебряный припой имеет меньшую температуру плавления чем латунь и крепче, но ПСР-40 довольно-таки дорог, ПСР-10 дешевле, но не сильно. Проблема в том - где найти мастера/сварщика, который умеет хорошо паять твердыми припоями?!
Рамы от старых велосипедов подходят? Подходят, но дешевые велосипеды сделаны из недорогой стали. Те что распилил я имеют толщину стенки 1,5 мм. Это приемлемая толщина стенки для оптимального соотношения надежность/вес. Только трубы получаешь короткие и для хребта лигерада они еще и неподходящего малого диаметра. Сталь тоже так себе, это явно не хромоль.
Какую сталь нужно? Дешевые велосипеды делаются обычно из стали 10 или 20. Но они и весят соответственно.
Дорогие из 30ХМА хромомолибденовая сталь. В советское время делали из стали 30ХГСА (хромансиль), относительно не дорогая, уникальная (надеюсь) сталь разработанная в 40-х годах и не имеющая аналогов в Мире.
Есть и другие крепкие легированные стали. Например 40Х, 45Х и многие другие. Но нужно разбираться в свойствах.
Вопрос такой: кто разбирается в материаловедении, в сварке/пайке. Где найти подходящую сталь в розницу и где найти мастера, который все это дело правильно сварит, а лучше спаяет? Желательно конечно в Алматы. Хочу использовать профильную квадратную трубу 40х40х1,5. Толще не хочу, тоньше можно если найду достойный материал. Можно использовать трубу 45 и 51 стенка 1,2 мм, но сложнее в производстве и конструкции велосипеда. Заинтересованным предлагаю обсудить данную тему.
1. Сталь сваривать дешевле, чем алюминий.
2. Стальную раму можно отремонтировать в любой «дыре».
3. Найти нужную сталь, для сборки рамы велосипеда, намного проще чем подходящий дюралюминий.
Но все это далеко не так!!! Да проще, если делать неподъемную раму из дешевой конструкционной стали. Трубу нужно с толстой стенкой, так как сталь слабая, отсюда и большой вес. Но если использовать сталь более менее качественную, а это или легированная или еще лучше хромомолибденовая сталь, то ее сварить намного сложнее чем дюралюминий. Думаю, поэтому так и распиарили алюминий. Изготовление алюминиевой рамы дешевле, а значит можно ценник накрутить, а тем более если заявить, что велосипед из алюминия легче, а значит в разы быстрее стального.
Проблема 1. Хорошую сталь почти невозможно купить в розницу. По крайней мере в Казахстане.
Проблема 2. Если сталь сваривать, то нужно (в зависимости от марки стали) подготовить ее к сварке - нагреть ее до 150-200°С. И после сварки термически обработать, чтобы снять напряжение на швах. Иначе легированная сталь, которая на шве закалилась, на этом же шве и лопнет при первой же более менее серьезной нагрузке. То есть после сварки нужно нагреть до (в зависимости от стали) высокой температуры 300-800°С и постепенно охладить. Процесс может занимать несколько часов. Конечно нужна или подходящая печь, или способ столь долго держать температуру на шве.
Проблема 3. Можно избавиться от 2-й проблемы используя для сборки рамы не сварку, а пайку. Пайка твердым припоем. Это латунь (Л62, Л68) или серебряный припой (ПСР-40, ПСР-10). Пайка проходит при температуре которая не вызывает столь катастрофических изменений в легированной стали. Абсолютно безопасная для любой стали температура — до 768°С. Серебряный припой имеет меньшую температуру плавления чем латунь и крепче, но ПСР-40 довольно-таки дорог, ПСР-10 дешевле, но не сильно. Проблема в том - где найти мастера/сварщика, который умеет хорошо паять твердыми припоями?!
Рамы от старых велосипедов подходят? Подходят, но дешевые велосипеды сделаны из недорогой стали. Те что распилил я имеют толщину стенки 1,5 мм. Это приемлемая толщина стенки для оптимального соотношения надежность/вес. Только трубы получаешь короткие и для хребта лигерада они еще и неподходящего малого диаметра. Сталь тоже так себе, это явно не хромоль.
Какую сталь нужно? Дешевые велосипеды делаются обычно из стали 10 или 20. Но они и весят соответственно.
Дорогие из 30ХМА хромомолибденовая сталь. В советское время делали из стали 30ХГСА (хромансиль), относительно не дорогая, уникальная (надеюсь) сталь разработанная в 40-х годах и не имеющая аналогов в Мире.
Есть и другие крепкие легированные стали. Например 40Х, 45Х и многие другие. Но нужно разбираться в свойствах.
Вопрос такой: кто разбирается в материаловедении, в сварке/пайке. Где найти подходящую сталь в розницу и где найти мастера, который все это дело правильно сварит, а лучше спаяет? Желательно конечно в Алматы. Хочу использовать профильную квадратную трубу 40х40х1,5. Толще не хочу, тоньше можно если найду достойный материал. Можно использовать трубу 45 и 51 стенка 1,2 мм, но сложнее в производстве и конструкции велосипеда. Заинтересованным предлагаю обсудить данную тему.
- Категория
- Коттедж
Комментарии выключены